Еврокомиссия представила самый амбициозный за все время пакет связанных с климатом законопроектов

Евросоюз берет на себя роль первопроходца в глобальных усилиях по борьбе с изменениями климата – со всеми вытекающими отсюда социальными и политическими рисками.

В среду Еврокомиссия представила самый амбициозный за все время пакет связанных с климатом законопроектов. Эта программа ставит задачу сократить в ЕС выбросы углекислого газа к 2030 г. на 55% от уровня 1990 г. – ключевой шаг для достижения долгосрочной цели превращения континента в климатически нейтральный к 2050 г. О масштабах этой задачи говорит тот факт, что к 2019 г., почти за 30 лет, уровень выбросов был снижен лишь на 24%.
Основные законодательные предложения ЕК включают:
– Выбросы CO2 от новых автомобилей должны быть снижены за 10 лет на 55%, а с 2035 г. должны быть запрещены продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей. Это, пожалуй, самое радикальное предложение во всем пакете.
– На традиционное топливо для самолетов и кораблей вводится специальный налог. К 2035 г. 80% полетов будут осуществлять самолеты на альтернативном топливе на основе растительного масла.
– Действующая система торговли квотами на выбросы CO2 расширяется за счет введения квот на топливо, используемое для отопления зданий и заправки автомобилей с ДВС.
– С 2026 г. вводится углеродный пограничный тариф, который должны будут дополнительно уплачивать производители вне ЕС при ввозе таких товаров, как сталь, алюминий, цемент и удобрения. Этот тариф нацелен на защиту европейских производителей, которые подвергаются более строгому экологическому регулированию.
– Предусмотрены меры по расширению использования возобновляемых источников энергии, на которые к 2030 г. должно приходиться 40% всей производимой энергии.
Теперь главный вопрос в том, как эти меры будут восприняты населением стран ЕС и мощными группами интересов.
В принципе европейское общество гораздо более четко, чем прежде, осознает критическую необходимость борьбы с неблагоприятными климатическими изменениями. Но разработанный ЕК комплекс преобразований затронет повседневную жизнь и семейные бюджеты большинства людей. Массовый переход на электромобили потребует вложений в более дорогие машины. Введение налога на топливо для самолетов увеличит стоимость авиапутешествий, а акциз на топливо для обогрева жилья – размер коммунальных платежей. Особенно сильно это ударит по наименее обеспеченным слоям. Перестройка экономики на зеленые рельсы приведет к ликвидации многих рабочих мест. В некоторых политических кругах уже звучат опасения, что реализация предлагаемых мер может вызвать к жизни что-то подобное движению «желтых жилетов», но в общеевропейском масштабе. И, конечно, общественное недовольство попытаются по максимуму использовать анти-элитные популистские группы.
Наверняка мощным будет сопротивление влиятельных отраслевых лоббистов, особенно энергетиков и автопроизводителей. Из-за введения углеродного пограничного тарифа могут обостриться торговые противоречия с Китаем, США и Россией. Будут энергично возражать восточноевропейские члены ЕС вроде Польши, энергетика которых сильно зависит от угля.
Так что процесс утверждения выдвинутого Еврокомиссией пакета мер всеми 27 странами ЕС и Европарламентом неизбежно потребует напряженных и длительных переговоров, которые растянутся на пару лет. И лишь затем станет ясно, через что в ближайшее десятилетие предстоит пройти обычно неторопливой Европе.
Александр Ивахник