Особенности таможенно-тарифного регулирования при импорте в США

Особенности таможенно-тарифного регулирования при импорте в США

В сфере регулирования импорта США широко используют тарифные и нетарифные меры в целях защиты внутреннего рынка и соблюдения интересов национальных производителей. Закон о тарифе 1930 г. (The Tariff Act of 1930 (Chapter 497, 46 Stat. 590, June 17, 1930) определяет основы таможенного тарифа, который построен (c 1989 года) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Гармонизированный таможенный тариф (ГТТ) США служит средством реализации долговременных, стратегических целей американской торговой политики. Используемые США ставки таможенных пошлин призваны, в частности, стимулировать импорт сырья и продукции с низкой степенью переработки и затруднять ввоз продукции машиностроения и товаров высокой степени переработки. От таможенных пошлин освобождаются ввозимые в страну товары американского происхождения, а также американские комплектующие изделия или сырье, включенные в состав ввозимых в США иностранных изделий. Ес- Министерство экономического развития Российской Федерации 14 ли ввозимый в США товар американского происхождения подвергся обработке или ремонту за границей, то таможенному обложению подлежит лишь стоимость, добавленная в процессе такой обработки или ремонта. Кроме того, импортные товары также облагаются портовыми сборами и сборами за обработку грузов. Ставка портового сбора составляет 0,125 % от таможенной стоимости импортируемого товара (взимается в соответствии с положениями Публичного закона "О развитии водных ресурсов 1986 г. № 99- 962). Ставка сбора за обработку импортных грузов составляет 0,3464% от таможенной стоимости импортируемого товара (Публичный закон № 112-40 от 21.10.2011). Данный сбор применяется к грузам стоимостью более 2,5 тыс. долл. Законодательством установлено минимальное и максимальное абсолютные значения данного сбора: 2 и 485 долл. соответственно. В соответствии с положениями ст. 1401а Раздела 19 Свода Законов США в качестве основного метода определения таможенной стоимости импортируемого товара используется правило «цены сделки» (Transaction value), под которой понимается «…цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате покупателем продавцу по условиям конкретной сделки…».

 Особенности таможенных процедур при импорте в США

В соответствии со ст. 203 Публичного закона «О безопасности портов», Служба США по таможенному контролю и охране границ (Служба) утвердила инструкции о необходимости предварительного уведомления импортером (по 10 элементам, как минимум за 24 часа) и перевозчиком (по 2 элементам, как минимум за 48 часов) об импортных поставках товаров, следующих в США морем (правило «10+2»). При заполнении уведомления поставщик обязан указать, среди прочего, свои контактные данные, наименование и количество ввозимого товара, пункт въезда на территорию США, данные о покупателе, страну происхождение, таможенные коды и др. По прибытию груза на пункт пропуска государственной границы, экспортер должен пройти процедуру таможенного оформления. О факте прибытия груза импортер уведомляется перевозчиком. В большинстве случаев, для таможенного оформления грузов в США является целесообразным воспользоваться услугами таможенных брокеров, аккредитованных «Службой». Процедура таможенного оформления (применительно к рассматриваемому товару) состоит из двух основных этапов, оба из которых должны, по общему правилу, быть реализованы в течение 15 дней с момента прибытия груза. По прибытию (в течение 5 дней) «Службе» передается документ, подтверждающий право на ввозимый товар (коносамент, авианакладная, сертификат перевозчика с указанием наименования получателя), счет, содержащий описание и оценку товара, а также Уведомление о ввозе. Как правило, данные документы могут быть переданы в электронной форме с использованием баз «Автоматизированная коммерческая система» (ACS) и «Автоматизированный брокерский интерфейс» (ABI). После передачи документов таможен- Министерство экономического развития Российской Федерации 15 ный орган принимает решение о проверке груза либо об отказе в проверке груза. Проверка грузов в настоящее время проводится на выборочной основе. По общему правилу товары становятся доступными импортеру (условный выпуск) по окончании первого этапа. На импортере лежит обязанность по уплате таможенных пошлин. В соответствии с требованиями статьи 1623 Раздела 19 Свода Законов США «Служба» требует у импортера предоставление страхового обеспечения (bond) или (по выбору импортера) зачисления на счета таможни страхового депозита. Как правило, таможенные брокеры имеют возобновляемые инструменты страхового обеспечения (bond), покрывающие все администрируемые ими поставки, размер которого определяется ими самостоятельно с учетом принципа разумности и добросовестности (bone fide).

Нетарифные меры и техническое регулирование

В США на постоянной основе применяется широкий спектр мер технического регулирования в торговле. В частности, в США действуют специальные требования к маркировке импортируемой продукции, в первую очередь – к указанию страны происхождения товара. Данные требования установлены Публичным законом № 71-361 «О тарифах» 1930 года (Tariff Act), Публичным Законом № 89-755 «О надлежащей упаковке и маркировке товаров» (Fair Packaging and Labeling Act) и другими нормативными актами. Основную роль в системе технического регулирования в США играют стандарты. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих вопросы стандартизации в США и во многом определяющих специфику данной системы, является Публичный Закон 104-113 «О продвижении и передаче национальных технологий» (National Technology Transfer and Advancement Act, 15 U.S.C. §3701 et seq.,1996). В соответствии с данным Законом федеральные агентства при определении технического регулирования в отношении того или иного товара, работы и услуги должны преимущественно руководствоваться добровольными стандартами, разработанными на основе консенсуса частными отраслевыми институтами стандартизации при участии в обсуждении всех заинтересованных лиц, включая производителей товаров, потребителей в лице соответствующих объединений и органов государственной власти (Voluntary Consensus Standards). Добровольным стандартам в Законе противопоставлены правительственные стандарты (government-unique standards), которые могут приниматься исключительно в случаях невозможности адаптации добровольного стандарта или в интересах обеспечения обороны и безопасности.

Поиск действующих стандартов по конкретной тематике можно осуществить путем ввода ключевого слова в поисковую строку SIBR Search1 . 1 https://standards.gov/sibr/query/index.cfm?fuseaction=rsibr.total_regulatory_sibr

 В части, не противоречащей обязательным федеральным стандартам, штаты США наделены полномочиями по утверждению обязательных стандартов. При этом штаты также обязаны отдавать предпочтение добровольным стандартам, разработанным на основе консенсуса. Такие стандарты либо устанавливают дополнительные к установленным федеральными стандартами требования, либо регулируют вопросы, не урегулированные федеральными стандартами, либо принимаются по вопросам, делегированным штату федеральными органами. Гарантией соблюдения требований стандартов в США, как и в большинстве стран мира, является система оценки соответствия продукции, товаров и услуг (Conformity Assessment Procedure). В соответствии с американским законодательством и стандартами ISO в США действуют следующие способы подтверждения соответствия: подтверждение соответствия, инспекция, отбор образцов и их тестирование лабораториями, сертификация, оценка и регистрация системы управления качеством. В США отсутствует централизованная система органов, осуществляющих оценку соответствия. Так, отбор образцов и тестирование продукции может производиться как государственными лабораториями (лабораториями, аккредитованными государственными органами, например, Агентством по защите окружающей среды), так и частными лабораториями, созданными при органах сертификации либо объединением производителей. Центральное место в системе аккредитации испытательных лабораторий занимают частные программы по аккредитации, созданные, как правило, либо при частных сертифицирующих органах, либо при объединении производителей. Центральным частным аккредитующим органом является Американский национальный институт стандартизации (ANSI). Наряду с ANSI, авторитетным негосударственным аккредитующим органом является Американская Ассоциация по аккредитации лабораторий (American Association for Laboratory Accreditation). Аналогичная децентрализация характерна и для системы сертификации в США, характеризующейся тремя типами сертификации. Первым типом сертификации является декларация производителя о соответствии товара требованиям стандартов (First Party Certification). Данный вид сертификации используется в отношении товаров, не представляющих потенциального вреда для потребителей либо в отношении ранее прошедших сертификацию групп товаров. Вторым типом сертификации является сертификация контрагентом (Second Party Certification), суть которой заключается в подтверждении соответствия товара покупателем поставщика. Данная система функционирует при организации закупок для крупных компаний, в частности, с государственным участием. Очевидно, что при поставке товаров для нового покупателя продавец будет должен пройти процедуру сертификации повторно. Основным видом сертификации является сертификация уполномоченными органами (Third Party Certification). 

Источник:Министерство экономического развития Российской Федерации