Слишком мало грузов: компании-перевозчики ждут, что рост рынка замедлится

В нынешнем году, если сравнивать с прошедшим, когда логистические компании смогли увеличить свои доходы чуть более чем на 20%, рост замедлится. Это мнение разделяют как участники рынка, так и аналитики. В следствии ценовая конкуренция станет жёстче, что приведёт к росту числа банкротств, а также пройдёт немало консолидационных сделок.

Что касается грузовых перевозок на авто, то здесь на первом месте оказываются серьёзные подрядчики. Если говорить о потребительском сегменте, то здесь всё складывается наоборот. Будут привлекаться более мелкие игроки, а также начнётся так называемая "уберизация".

Специалисты из Infoline предоставили рейтинг, в который вошли логистические компании за прошедший год. Учитывались только те, которые предпочитают работу либо совсем "без активов", либо практически без них. По этой причине, в список не включили такие крупные компании, как ПЭК, "Деловые линии", Pony Express и другие. Более того, в рейтинге не принимают участие кэптивные структуры, например, личный автоперевозчик сети супермаркетов "Магнит", компании, у которой имеется малая доля рыночных услуг. Главный критерий, по которому составляли список - размер выручки.

Первые позиции рейтинга, а именно первые три места, претерпели значительные изменения, с которыми можно подробнее ознакомиться с помощью таблицы ниже. Компания ОТЛК ЕРА, которая ведёт работу на территории трёх стран (Казахстан, РФ, Белоруссия), переместилась на 2 место, находясь ранее на 4. Более того, таким ростом она опустила ниже DHL, и компания получила бронзу.

Если говорить о десятке лидеров, то здесь выделяется компания GEFCO (акциями владеют PSA и ОАО РЖД), однако акционеры думают о её продаже. GEFCO переместилась на 2 пункта, поднявшись с 12 места. Остальные лидеры десятки практически не поменялись.

Рейтинг также показывает усреднённые показатели роста прибыли у достаточно крупных операторов. Здесь наблюдается отрицательная, однако невысокая динамика - на пол пункта вниз, если сравнивать с показателями двухгодичной давности - 2017 года. Однако если взять прошлый, 2018, год, то здесь наблюдалась величина в 20,5 процентов.

По словам господина Бурмистова, который является главой аналитического агенства, предоставившего данные, в текущем году рост продолжит своё замедление. Дело и в том, что арендные ставки касательно контейнерных перевозок выросли, более того, была произведена индексация тарифа перевозок по железной дороге. Это сыграло не последнюю роль для логистических операторов.

Что касается фитинговых платформ, то ставки их привлечения достигли своего апогея, поэтому в будущем будет наблюдаться их постепенное снижение.

Рынок автомобильных перевозок претерпевает консолидацию. Стоит отметить, что более крупные предприятия чаще всего предпочитают работать только с большими логистическими компаниями. Противоположная ситуация наблюдается на потребительском рынке: предпочтение отдаётся использованием услуг представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели также активно принимают участие в обслуживании компаний-заказчиков.

Владимир Серебряков, являющийся директором отдела по развитию бизнеса одной из логистических компаний, уверен, что такая позиция рынка напрямую отражает состояние экономики, которое сейчас имеет наша страна.

Ранее произошёл незначительный экономический рост, что напрямую повлияло на количество грузов. Если взять результаты прошедшего года, то только самым успешным представителям ниши удалось увеличить свои объёмы на 3%, в остальных же случаях показатели были ещё меньше. Также господин Серебряков считает, что спрос на услуги логистики вырос, т.к. компаниям было необходимо получить преимущества по сравнению с другими конкурентами. Это касается именно услуг, которые связаны с переупаковкой товаров, а также создание промонаборов.

Ещё поменялся подход к тому, как управлять товарными запасами в розничной сфере, именно поэтому и выросло количество мелких предпринимателей.

Ещё один специалист высказался по этому поводу следующим образом: работа логистических компаний немного поменяла свой принцип в силу снижения потребительской активности и способности и снижения роста показателей экономики. Некоторые, чтобы снизить стоимость услуг, между тем, не изменив свои показатели рентабельности, выходят на более серое поле, пренебрегая некоторыми нормами, яркий пример - нарушения норм охраны труда. Чаще всего такая ситуация встречается в разных регионах.

Что касается прогноза на текущий год, Владимир Серебряков уверен, что ситуация по сравнению с 2018 годом практически не изменится. Рынок растёт медленно, а конкуренция уже достаточно высока, поэтому и будет наблюдаться повышенное количество слияний, а также банкротств. Что касается цен, то здесь конкуренция будет только расти, особенно касательно базовых стандартных услуг, включая магистральные перевозки на межрегиональном уровне. Такие изменения буду сдерживать прибыльность бизнеса.

Как сказали представители «РЖД Логистики», главная особенность прошлого года - уменьшение коммерческого грузооборота. Это касается также импорта, хотя в 2017 году грузопоток начинал расти.

Компания Диплог предлагает Вам качественные услуги по перевозки грузов, такие как, например, экспресс-доставка, независимо от экономической или политической ситуации. Звоните!