О попытках Запада навязать России дефолт.


Bloomberg опубликовал очень эмоциональную статью о дефолте в России.

Этот дефолт является искусственно созданным американской стороной. Формальная причина — невозможность осуществить платеж. У России есть средства и желание заплатить, но нет возможности из-за блокировки переводов в валюте и нежелания контрагентов принимать оплату в рублях. О том, что платежные документы были своевременно отправлены, сегодня уведомил ЦБ РФ. Теперь все вопросы к финансовым посредникам, ответственным за проведение платежа.


Для России данный дефолт означает лишь невозможность привлекать средства на внешних долговых рынках. Никакой параллели с реальным дефолтом 1998 года и уж тем более 1918 года, как пишет Bloomberg, нет. Россия располагает достаточным объемом средств для погашения своих обязательств. В условиях роста цен на сырье и энергоносители, для России гораздо большую проблему представляет эффективное размещение собственных средств.

Для американских фондов дефолт будет означать, что российские обязательства на балансах придется списать и зафиксировать убытки. Фонды потеряют деньги и их клиенты соответственно тоже. Как американские регуляторы это допустили? Дело в том, что российские облигации, несмотря на сложную ситуацию на мировых рынках, остаются одним из самых надежных долговых инструментов. Доходность по 10-летним российским евробондам составляет 7,5% при инфляции 17,5%. Для сравнения, по гособлигациям Турции — 19,35%. Но с учетом инфляции в 71%, их реальная доходность составит минус 51%. В Германии доходность 10-летних облигаций сейчас около 1,5%, при инфляции около 10%. Получается, что реальные доходности российского и немецкого госдолга практически равны. Но перспективы по инфляции в ЕС, США и по другим регионам гораздо менее позитивные, чем по России. Это может привести к перераспределению части инвестиций на рынке облигаций в пользу российских долговых инструментов. А США и ЕС очень беспокоит, что значительная часть вливаний в их экономику может оказаться в России. Поэтому технический дефолт нужно рассматривать как барьер на пути рыночного распределения капитала.

США полагают, что контроль над центром мировой денежной эмиссии ФРС, системой межбанковских платежей SWIFT, и системой мониторинга платежей FATCA гарантируют им возможность диктовать свои условия. Но ФРС — частная организация, SWIFT — это система, основанная на добровольном участии, FATCA — это система частных договоров. Такой подход говорит о том, что США пытаются управлять мировой финансовой системой “по понятиям”, минуя многоступенчатые системы ратификации наднациональных соглашений.

Но сейчас ситуация меняется. Как отмечают наши коллеги, Иран уже выступил с готовым предложением о создании аналога SWIFT для стран ШОС. Президент России Владимир Путин недавно подписал указ о выплате внешнего долга в рублях. Экспертный центр ВЭБ выступил с инициативой создания крипто-рубля обеспеченного золотом. Объем расчетов России с дружественными странами в национальных валютах растет. Это шаги на пути к созданию альтернативной финансовой системы, неподконтрольной США. Естественно, американскую сторону это не устраивает, и Bloobmerg упорно цитирует юридическое определение дефолта, вырванное из контекста.